Музей свадьбы

Мария ЧЕРНИЦЫНА
"Московский Комсомолец", Апрель 2003

— Сколько стоит этот наряд?
— Он бесценный...

Свадебное платье взрослой женщины из пожелтевшего от времени шелка не налезает на манекен 42-го размера. Рядом стоят поношенные на балах атласные туфельки — 34-го. С этих экспонатов XIX века Ольга Морозова, работница Санкт-Петербургского ЗАГСа, начала собирать свою музейную коллекцию.

— Эта дама посещала бестужевские курсы для прогрессивных женщин, так что и венчальный наряд у нее в стиле модерн, — говорит Ольга. Семейную реликвию ей недорого продала правнучка героини.
1-39.jpg
Модница вышла замуж в приталенном платье с прямой юбкой и закрытыми плечами — вместо непременных кринолинов и открытых топов. Такое веяние было в 70—80-х годах позапрошлого века. Рядом висит кокетливая сумочка-макраме, в которой невеста держала косметику. Но нормы приличия все равно были строгими: во время церемонии лицо невесты скрывалось под вуалью.

— У нас есть уникальное свадебное платье вдовы из темно-бордовой парчи со шлейфом! — торжественно продолжает Ольга Морозова. — Если женщина потеряла супруга, а потом выходила замуж, то на свадьбу она одевалась в мрачных тонах. Кстати, считалось, что чем длиннее шлейф, тем счастливее невеста. Поэтому его часто приходилось нести за новобрачной.

— Вот костюм жениха - говорит директо музея, - на лицо прекрасная ручная работа. А на пуговице штанов неспроста изображена звезда Давида, ведь еврейские мастерские считались в России самыми лучши ми. До сих пор все швы крепкие!

Часто, прослышав о музее, в ЗАГС наведываются жители Петербурга, чтобы предложить свои старые вещи — авось подойдут. Так, одна старушка принесла собственную шелковую сорочку и интересный "документ на приданое". Оказывается, раньше невеста описывала все, что брала с собой в дом мужа, и передавала ему бумагу. "12 ложек, 3 солонки, 2 ситечка..." — читаю на желтом листке с настоящими чернильными кляксами. Все учитывалось вплоть до таких мелочей.
1-01.jpg
На стенде распластался веер из страусиных перьев — чуть ли не решающая тогда вещь в отношениях мужчин и женщин. Дама не могла выйти без него из дома. Например, сидит она в театральной ложе, а из соседней на нее какой-нибудь денди свой монокль навел. Если в ответ кокетка прячет глаза за веером — значит, не против знакомства, а если оставляет сложенным — то не хочет такой встречи.

— Нам удалось собрать хронику от 1870 до 1970 года одной русской семьи Короваеаых, — говорит Ольга. "Покорнейше просим вас пожаловать на бракосочетание сына своего" — буквы с завитушками красуются на небольшой картонной корочке-приглашении. Рядом - цилиндр, в котором женился Иван Капитонович Короваев.

— А его потомок 1970 года был хиппи — он пришел на свадьбу в кружевном галстучке! Правда, детей у него не было, и род Короваевых прервался.

Кстати, в музее есть историческое свадебное платье "космос": прямое, белое, с короткой юбкой и рукавами. В таком же выходила замуж Валентина Терешкова. Но космическое оно не поэтому: так назвали в 60-х годах XX века первую одежду из синтетики.

Наверх