Домострой не так уж плох...

Беседовала Светлана Осипова.
"Женский петербург", №4 2003

Каждый мужчина больше интересуется женщиной,
которая интересуется им,
чем женщиной, у которой красивые ноги.
Марлен Дитрих

Марш Мендельсона, аккуратный букетик в руках невесты, нежный поцелуй под торжественные речи, куча друзей и родственников, разукрашенные лентами машины, море цветов и брызги шампанекого — это скромный набор непременных атрибутов современной свадьбы. Но что мы знаем об этом вековом обычае сегодня, во времена, когда молодежь предпочитает гражданский брак и когда слово «свадьба» зачастую звучит только при необходимости регистрации отношений.
6-48.jpg
На протяжении всей жизни петербургской предпринимательницы Ольги Морозовой свадьба была, есть и остается отправной точкой для реализации творческих идей. Являясь основателем и главным руководителем Модного Дома «Принцесса Анна», который занимается пошивом свадебных и исторических костюмов, Ольга пошла дальше и создала на основе личной коллекции первый в России Музей свадьбы.

- Что представляет собой Ваш музей?

- Практически вся экспозиция музея будет создана на истории одной петербургской семьи, чьи предки жили здесь, начиная с XIX века. Мне очень повезло, я познакомилась с семьей Караваевых, которые и передали мне уникальные документы, свидетельствующие о жизни их родственников в старом Петербурге. Среди бумаг семьи Караваевых — приглашения на помолвку, потом на обручения, свидетельства о рождении детей, фотографии супругов и, наверное, самое главное - это дневник Марии Караваевой, датированный 1899 годом. 6-37.jpgОна начала ввети его сразу же, как только вышла замуж. Здесь все — семейный уклад той эпохи, совместный быт, ее отношение к мужу. Мария писала о рождении свойхдетей, об их воспитании. На основе только этого дневника можно представить, какое отношение к браку было у женщин прошлых столетий, насколько серьезно и ответственно молодые девушки подходили к будущему замужеству. Конечно же, здесь будут представлены свадебные платья эпохи XIX—XX веков. Все свои старинные платья я выкупала в антикварных салонах, скупала с рук. Пока еще у меня платьев не тан много, как хотелось бы, но уже можно проводить целые экскурсии.

Прежде всего, меня интересуют платья, сшитые непосредственно в Петербурге из местных тканей, например фабрики «Красное Знамя», до 1990-х годов. После начали привозить китайский ширпотреб.

Кроме платьев здесь есть и старинные свадебные фото, веера, комплекты приданого. Я очень люблю маленькие атласные туфельки, датированные 1850-м годом. Кстати, невесты того времени были очень миниатюрными. У меня есть полный свадебный комплект, принадлежавший когда-то одной новобрачной. К нему относится: платье, туфельки, чулочки, перчатки. Сохранились даже сумочка и венчальная свеча.

- Из чего шили свадебные платья 100 лет назад?

- В основном это были натуральные ткани: шелк, сатин, бархат, парча. Сейчас очень сложно реставрировать эти платья, потому что просто нет таких тканей, которые были в те времена. Я прочла книгу о старинных тканях, и мне даже захотелось создать еще один музей — Музей Тканей. По ткани можно было определить, к какому разряду эта одежда относится: крестьянскому, дворянскому, императорскому. Я сейчас как раз читаю про Елизавету. Она страшно злилась, если купцы не ей первой приносили отрезы на платья. Так как Елизавета была женщиной достаточно прижимистой, то купцы продавали отрезы богатым дамам. А Елизавета строго следила за этим, и были случаи, когда она резала и всячески портила платья и впредь запрещала носить платья лучше, чем у нее. Вот такие были нравы у светских модниц.

- А какие нравы у современных модниц, как юные создания XXI века выбирают себе свадебные платья?

- По-разному. Например, у меня была девочка, которая покупала простое недорогое платье. Девочка явно из бедной семьи. Я ей посоветовала после свадьбы продать платье и получила достойный ответ, что она его никогда не продаст, будет хранить и передаст детям. Был и совершенно противоположный пример. Молодая обеспеченная барышня вместо свадебной фаты захотела леопардовую шляпу, а на вопрос: «А как Гже первая свадьба?» ответила: «Почему первая? Я же могу выйти еще несколько раз замуж». Вообще, судя по тому как девушки относятся к подаче заявления, к выбору платья, можно предположить, какие они будут в браке.

- Каким на Ваш взгляд, каким должно быть платье у совре-нной невесты?
Садебное платье индивидуально, и оно, прежде всего, подходить человеку. У нас был случай, когда к нам пришла девушка, которая занималась спортивным плаванием. Мало того, что она здоровая, высокого роста, но у нее руки, как крюки, и шаг у нее чуть ли не метр. Какое ей платье?! Я сразу посоветовала, что ей надо что-то очень простое, без шлейфов. В итоге мы придумали простое узкое платье, чтобы она в нем чувствовала себя комфортно. Платье всегда надо подбирать таким образом, чтобы смотрели не на наряд, а на человека. Так же у меня была девочка-кореянка. Она темненькая, глазки раскосые. В белом она сразу потерялась, стала бледная. А когда надела платье бирюзового цвета, - то, что надо. Человечек сразу преобразился. В общем, наверное, девушкам надо тщательно выбирать цвет, фасон.

- А как Вы сами считаете, какой должна быть женщина в браке? Какие основные принципы в отношениях между мужчиной и женщиной были заложены столетия назад и имеют право на существование сейчас?

- Женщина должна расти вслед за мужем. Может быть, даже мужчина должен быть предметом ее обожания. Раньше у девушек в Смольном институте был такой предмет — обо-жания. Каждая девушка выбирала предмет своего обожания — это была либо императрица или фрейлина, и старалась вырасти до их уровня, тем самым олицетворяя всю женскую добродетель. Сейчас говорят, что домострой был очень страшен и несправедлив для женщин той эпохи. Но ведь это было не так уж и плохо. Женщина была более защищена своим же мужем. Мне бы очень хотелось, чтобы современные молодожены не забывали основные традиции свадьбы, чтобы придерживались их и самое главное, чтобы они, будучи невестой и женихом — трепетно к этому относились.

У мужчины должна быть такая широкая спина, за которую женщина могла бы спрятаться. Этой широкой спины у наших мужчин, к сожалению, я не вижу. Все-таки правильно, когда женщина должна быть на вторых ролях, тогда в зтих семьях все нормально.

- И это говорит женщина, у которой есть собственный бизнес, у которой все благополучно с карьерой?! Вы сами-то согласны быть второй скрипкой в семейном оркестре?

- Ничто не дается даром. Мне удалось создать собственное предприятие, найти себя в творчестве. Но я никогда не ставила себе цель найти мужчину. Может быть, поэтому семейная жизнь и не сложилась. Да, я была замужем, родила дочку. Но воспитывать свою Анну мне пришлось одной. Единственное, чем я всю жизнь занималась, так это шила — и днем, и ночью, ну, может быть, еще бредила старинными нарядами. Наверное, поэтому сейчас ратую за полноценные семьи, за уважение супругов друг к другу, за воспитание детей в хороших добрых традициях.

- Что еще, кроме бизнеса и дочери, является неотъемлемой частью Вашей жизни?

- Я уже говорила, что безумно люблю историю. Моим кумиром, женским идеалом является Екатерина II. Она мне во всем симпатична: в отношении к мужчинам, к политике, к России. Я стараюсь следовать ее указам. Вообще, мне очень часто снятся исторические сны. То я сижу рядом с Петром I, то я летаю над Фонтанкой и вижу там гуляющих по дну реки утопленников в старинных одеждах. Много странных снов...6-25.jpg

- Но это ведь не значит, что Вы не любите реальность?

- Конечно же, нет. Просто очень хочется, чтобы люди чтили свою историю, помнили, откуда все начиналось. Я просто восхищаюсь теми ребятами, которые занимаются реконструкцией великих исторических событий. Этой осенью, например, я побывала на реконструкции Бородинского сражения. Когда я появилась в легком платье, в капоре и сумочкой в руках, какие носили в те времена — в образе дочери Павла I Ольги - все полки обомлели. Мы шли по Смоленской дороге, и я без конца слушала комплименты от бравых солдат. Вы даже представить не можете, как это приятно. Надевая такие платья, я себя не чувствую предпринимателем. Ощущаю себя настоящей женщиной, такой, какие были в те времена — утонченные, женственные, беззащитные.

Мне, единственной женщине, дали медаль, как участнику реконструкции Бородина. Это моя первая медаль и она мне очень дорога.

- Возрождением каких старинных семейных традиций Вы намерены заняться дальше?

- Очень хочу возродить балы. Причем балы должны быть именно семейными. Не должно быть и речи о приглашенных артистах, которые бы тебя развлекали. Людей надо подготовить заранее, что они должны будут сами себя веселить. Весь смысл в том, чтобы на балах люди могли знакомиться — могли знакомиться дети. Чтобы это было так же, как первый бал Наташи Ростовой. Чтобы юные девушки также трепетно готовились к этому балу. Так хочется избавить наше юное поколение от грязной подъездной романтики. Я все-таки верю, что мы станем не просто богатыми, а духовно богатыми. Очень хочется верить, что когда-нибудь у нас закончится эпоха пьянства, нищеты и распутства. А для этого весь упор должен делаться на семью: отношения между мужем и женой, воспитание детей. Ну а семья, как известно, начинается со свадьбы. Вот тут-то и пригодится наш Музей.

Наверх