Съезжались к ЗАГСу трамваи...

Анна ТРАВКИНА
Праздник № 4,апрель 2003

Городские свадебные традиции - свадьбы дворянского, купеческого, мещанского сословия. О том, как они проходили, какие обычаи существовали, как изменился свадебный обряд в советские время - об этом мы разговаривали с Ольгой МОРОЗОВОЙ, работником ЗАГСа Московского района в Санкт-Петербурге и директором Музея свадьбы.

Свадьбой, как говорит Ольга, она занимается всю жизнь. Интересовалась женским историческим костюмом, а однажды увидела в антикварном магазине настоящее свадебное платье. С него она начала собирать все, что имело отношение к городской свадьбе, - наряды, аксессуары, фотографии, рассказы. Сегодня вещи и до-кументы нескольких поколений расска-зывают об ушедшем мире. В основу собрания легли архивы семьи, ведущей свою родословную от одного из сподвижников Петра I. Есть и здесь удивительный экспонат. Картонная коробка, в которой аккуратно сложенным хранился свадебный наряд - и туфли, и чулочки, и сумочка, и бабочка жениха, и его перчатки, и, конечно, свадебное платье бестужевки Марии Караваевой. Все это пережило революцию, войны, побывало в эвакуации и дошло до наших дней.7-18.jpg

До революции у невесты, как правило, было два платья - одно венчальное, другое свадебное. Свадебное -светское, декольтированное, предназначенное для приема, венчальное - полностью закрытое, с длинными рука-вами. В церкви не разрешалось появ-ляться с обнаженными руками и оголенной шеей. Цвет платья соответствовал ситуации. Если девушка первый раз вступала в брак, то платье было белого цвета - цвета нежности и первой любви. Если женщина вступала в брак во второй раз, то платье было кремовое или цвета слоновой кости. Если в семье был траур, то платье должно было быть сиреневого или лилового цвета.

В качестве головного убора обязательно полагалась фата, украшенная флер д'оранжем - веточкой цветов померанцевого дерева, символизировавшей плодородие.

Невесте нельзя было до свадьбы носить бриллианты. Она могла их надеть только в день свадьбы или уже венчанной. Платье, в основном, шили. В мастерских императорского двора пошив платьев стоил очень дорого, но были и более доступные мастерские. До революции было не принято женщинам са-мим оплачивать свои наряды. Женщина или девушка приезжала в салон, выбирала наряд, а потом муж или жених приезжал платить. Вплоть до 1970-х годов в Петербурге в народе сохранялось название одного из центральных ателье - «Смерть мужьям».
7-16.jpg
Материалы для платья - дорогие (хорошие ткани, кружево, вышивка -доставлялись из Европы, привезенное из Франции считалось шиком. Петер-бурженки были модными дамами и в выборе свадебных нарядов ориентировались на европейскую моду.

Семья невесты к свадьбе готовила приданое. Приданому придавалось важное значение. До революции замужняя женщина не распоряжалась финансами. Вся финансовая часть се-мьи держалась на муже, он должен был (обеспечивать и проживание супруги, и питание, и развлечение. Размер приданного оговаривался заранее, для осмотра выделялся специальный день. если приданое невесты, на взгляд кениха, было недостаточным, то он мог даже отказаться от женитьбы. Естественно, чем лучше было приданое, тем увереннее чувствовала себя девушка. В музее хранятся вышитые простыни, наволочки уникальной работы. Есть список приданого Марии Караваевой - сундук и все, что в него входило. После обручения отказаться от невесты жениху уже было нельзя. Если это происходило, то жених подвергался большому порицанию со стороны общества.

Отмечались до революции и юбилеи свадьбы. Сохранилось старинное приглашение от 1872 года на 25-летний юбилей свадьбы прадедушки и прабабушки Марии Караваевой, а также приглашения на обручение и на свадьбу самой Марии.

В советское время свадьба претерпела большие изменения. В 1917 году, по идеологическим соображениям, практика записи брака в церковных книгах была отменена, и были введены органы ЗАГСа. Появилась так называемая «красная свадьба», когда государство попыталось предложить вместо старых обрядов новые. Кроме того, свои коррективы внесла послевоенная разруха. Белое подвенечное платье исчезло из употребления, хорошо, когда у невесты находилось просто нарядное платье.
7-17.jpg
Особая тема - свадьбы в блокадном Ленинграде. Об этом рассказывает народный артист Басов. В' блокаду его пригласили на свадьбу к друзьям. Когда он вошел в комнату, то увидел огромный стол, который ломился от фруктов, овощей и всяческих вкусностей. При виде этого великолепия он упал в обморок от голода, а когда пришел в себя и подошел к столу, то понял, что все, что стояло на столе, было нарисованным, а настоящими были только несколько кусочков хлеба.

Есть у Ольги в музее платье, которое называется «А завтра была война». Свадьбу сыграли 22 июня. Муж ушел на фронт, супруги встретились только через 15 лет... Каждое платье, каждый экспонат здесь имеет свою судьбу.

Первый Дворец бракосочетания на Английской набережной был открыт в Ленинграде в конце 50-х годов. Ленго-рисполком постановил: «Для укрепления брака и семьи отдать молодежи под Дворец великолепное дворцовое здание».

Постепенно появились и свои свадебные традиции. Одна из них - после ЗАГСа возлагать цветы к городским памятникам, раньше - дедушке Ленину, сегодня - Петру I.

Принято также в Санкт-Петербурге побывать на стрелке Васильевского острова и подержать атланта за палец, чтобы быть богатым и счастливым. Чтобы жить долго, надо проехать площадь Искусств - сколько раз проедешь эту площадь на машине, столько лет, умноженных на десять, проживешь в браке. В каждом городе складываются свои аналогичные свадебные обычаи.
7-29.jpg
А от древних обрядов в современном браке осталась традиция дружек - тех, кто держал венец во время венчания. Теперь они называются свидетелями и своими подписями скрепляют подписи новобрачных.

Хранит Ольга и совсем недавние истории. «Как-то, - рассказывает она, -пришла в салон девушка и выбрала недорогое платье. Как обычно, ей сказали, что после свадьбы она может вернуть его, и салон со скидкой продаст ее платье другой невесте. «Что вы, - ответила та, - я никогда не продам его, я буду его хранить, положу в чемодан, и пусть мои внуки его увидят». Эта девушка дала понять, что для нее не важно, сколько стоит свадебное платье, важно другое. Так хотелось, чтобы и все остальные так относились к свадьбе. И для этого создан музей».

Наверх