Платье на один день

Юлия Гаврилко
Fashion Collection, июль-август2004

Основательницу «Музея свадьбы» Ольгу Морозову на светских мероприятиях Санкт-Петербурга часто можно увидеть в наряде, в точности копирующем платье Екатерины II. Интерес к историческому костюму возник у Ольги во время учебы в институте. Но заниматься коллекционированием, как это нередко бывает, она начала случайно. Все произошло из-за одного свадебного платья...
11-53.jpg
В начале 1990-х годов Ольга зарабатывала на жизнь тем, что шила свадебные наряды. Сегодня она с улыбкой вспоминает, как охотилась за белыми молниями и ездила в Таллинн за тканями. Со временем ее салон подвенечных платьев «Принцесса Анна» стал самым известным в городе. По долгу службы Ольга заинтересовалась свадебными традициями и историей петербургской свадьбы.

«Первое платье я приобрела в антикварном магазине. Это был наряд 1900 года», - рассказывает хозяйка музея. По ее словам, проследить, когда наряд невесты в России стал белым, сложно. «Это зависело от сословия: крестьянки выходили замуж в одежде, которая была у них самой красивой. Невесты-дворянки могли себе позволить и французское платье за 200 рублей. В Петербурге существовало несколько мастерских по пошиву свадебного платья, но создавались наряды в основном по французским выкройкам».
11-52.jpg
Одержимая манией коллекционера, Ольга штурмовала антикварные магазины и обшаривала помойки, когда видела, как кто-нибудь выбрасывал кучу старого тряпья. Труды ее не были напрасны: именно там можно было обнаружить свадебные платья 1960-70-X годов. Вскоре раритеты моды сами стаяли находить Морозову. Так в коллекции появился на-ряд1909 года: «Выпускница бестужевских курсов вышла замуж за учителя. В браке она прожила все-го три года: началась холера, и ее муж скончался. Больше она замуж не вышла. Платье вместе с ак-сессуарами - перчатками, чулками, сумочкой - досталось дочери, а затем - внучке, пролежало в коробке две войны и сейчас нашло место в музее». Этот подвенечный наряд хотела приобрести одна из посетительниц, поскольку стиль «винтаж» сейчас очень популярен. Но Ольга категорически отказывается продавать свои экспонаты.

Недавно Ольга побывала во Франции и в поисках свадебных платьев обошла все парижские «блошиные рынки». Ее новая мечта - купить подвенечный наряд от Диора. По коллекции музея можно проследить историю свадебной моды как в дореволюционной России, так и в Советском Союзе.
11-31.jpg
Среди экспонатов есть платья и времен НЭПа, и периода «оттепели». Именно тогда в моду вошли знаменитые короткие платьица из нового синтетического материала «Космос». Моду конца 70-х демонстрирует наряд самой Ольги - скромное цельнокроеное платье из ацетатного шелка, воротник - апаш.

Так что современным невестам есть смысл шить особенные подвенечные платья. Возможно, этот наряд прослужит только один день, однако он может стать достойным экспонатом музея свадебных платьев на многие годы.

Наверх